"Жизнь нам дана только для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали вечного царства указанным в Евангелии тесным путем"
(св. Преподобный Амвросий Оптинский)

Перспективы страхового рынка России

Сергей РЫБАКОВ,

директор по управлению рисками и перестрахованию страхового брокера «РИФАМС»,
кандидат экономических наук

Вхождение экономики нашей страны в систему мирохозяйственных связей означает, что перспективы отечественного страхования связаны с условиями мирового страхового рынка, который охвачен процессами глобализации. Поскольку движущей силой глобализации страховой сферы выступают транснациональное страховые компании, то требуется определить направленность их интересов применительно к российскому рынку.

На сегодняшний день крупнейшие международные страховщики и перестраховщики для удержания капитала вынуждены обеспечивать показатели доходности, близкие к тем, которые приносят операции на международных финансовых рынках с преобладанием спекулятивной составляющей. Поэтому они тяготеют к обслуживанию наиболее обеспеченных потребителей. На российском страховом рынке этот сегмент в силу особенностей социально-экономической ситуации крайне мал.

В 2003 г, по данным проф. К. Е. Турбиной, основная доля совокупной страховой премии приходилась на взносы страхователей - юридических лиц. Такое соотношение остается устойчивым на протяжении последних лет. Согласно опубликованному в январе 2007 г. отчету международного рейтингового агентства Фитч «Российский сектор страхования: тенденция к концентрации», наиболее существенные поступления приносят страхование имущества, ответственности и коллективное страхование от несчастных случаев крупных индустриальных предприятий и финансовых институтов.

Причина слабости спроса со стороны частного потребителя - в крайне неравномерном распределении экономических ресурсов: 15% населения России аккумулирует около 85% всех сбережений, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты. Разрыв между доходами, получаемыми 10 процентами самых богатых и 10 процентами самых бедных членов общества, по официальным данным, является 15 -кратным. Наблюдаемый в последние годы рост доходов населения в значительной мере связан с ростом благосостояния наиболее обеспеченных лиц, чьи доходы в 2000-2006 гг. росли в 7 -10 раз быстрее, чем у остальных граждан.

Что касается среднего класса, который, как считается, должен формировать основной спрос на страховые услуги, то его доля, как показало последнее исследование Института социологии РАН, не превышает 22% взрослого населения городов. Причем в среднем классе, к которому в России относят семьи со среднемесячным доходом около 10,5 тыс. руб. на человека, только 25% домашних хозяйств обладают «традиционными атрибутами» среднего класса: собственными квартирой, машиной и дачей.

Представляется, что существующая неравномерность распределения экономических благ сохранится и, вероятнее всего, увеличится в силу следующих причин:

  1. Прогнозируемое МЭРТ сокращение сальдо текущих операций - к 2010 г. профицит может смениться дефицитом - приведет к замедлению роста золотовалютных резервов ЦБ, что вызовет соответствующее снижение темпов роста или сокращение денежного предложения, которое, как отмечает старший вице-президент «Росбанка» М. В. Ершов, привязано к внешним источникам в форме чистых международных резервов.
  2. При снижении притока внешних финансовых ресурсов растущая корпоративная задолженность может привести к кризису, в результате которого компании, активно привлекающие зарубежные займы (среди них компании с государственным участием и частные предприятия, являющиеся важнейшими системообразующими участниками экономики), могут перейти в иностранное владение.
  3. Повышение цен на газ способно привести к сокращению свободных финансовых ресурсов предприятий и организаций и доходов населения, так как в силу географических и климатических особенностей народное хозяйство России объективно предполагает повышенную энергоемкость, а также к росту инфляции и снижению реальных доходов хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.
  4. Негативный эффект от вступления в ВТО коснется, как отмечают эксперты Всемирного банка, большинства россиян. Причем последствия, вероятно, выйдут далеко за пределы переходного периода с учетом достаточно слабой конкурентной позиции России на глобальном рынке труда (прежде всего по сравнению со странами с дешевой рабочей силой).
Таким образом, основная борьба между отечественными и иностранными страховщиками развернется за предприятия и занятое на них население, вошедшие в глобальную экономику. Ввиду значительности ожидаемого объема международных инвестиций, а также участия мировогострахового капитала в страховании этих объектов уже на современном этапе через механизмы перестрахования можно предположить, что лидирующие позиции здесь займут зарубежные страховые общества.

Отечественным страховщикам, практически полностью лишенным возможности предоставлять страховую защиту субъектам глобальной экономика, достанутся предприятия и население, не вошедшие в систему международного разделения труда. Поэтому данный рынок выпадет из сферы интересов международного капитала и как непосредственно вид деятельности, и как потенциальный инвестиционный объект.

Предполагаемое распределение потребителей междумировым и российским страховыми рынками несет в себе большой риск. Российским страховщикам достанутся хозяйствующие субъекты, испытывающие хронический дисбаланс между объемом свободных денежных ресурсов и наиболее приоритетными направлениями их использования, а также граждане с доходами, позволяющими удовлетворять только наиболее приоритетные потребности. Очевидно, что страховщики, обладающие страховым портфелем подобного качества, столкнутся с невозможностью организовать надежную перестраховочную защиту своего бизнеса, что приведет весь отечественный рынок страховых услуг к ситуации потенциального банкротства. Последствием станет дальнейшая деградация качества страховых услуг. Для потребителей, на обслуживании которых сконцентрируется иностранный страховой капитал, снижение качества страховой защиты может происходить не напрямую, как в случае с российскими клиентами российских страховых компаний, а завуалировано.

Одной из таких проблем может стать дальнейшее распространение практики переноса большей части сервисных функций в развивающиеся страны - так называемый «аутсорсинг». Учитывая достаточно слабые позиции нашего государства в конкурентной борьбе за привлечение капитала среди стран с относительно дешевой рабочей силой, логично предположить, что глобальные страховые холдинги для обслуживания клиентов в России предпочтут задействовать уже имеющиеся у них структуры либо создать новые в регионах с более дешевой рабочей силой. Например, в среднеазиатских республиках бывшего СССР или на Украине.

Фрагментация российского рынка может усилиться в результате вероятной смены тенденций развития мировой экономики. Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что существующие в мирохозяйственной системе внутренние противоречия способны перерасти в кризис уже в среднесрочной перспективе. Как отмечает управляющий директор и старший экономист транснациональной банковской группы «Морган Стэнли» Стивен Роуч, глобализация мировой экономики может смениться регионализацией.

С другой стороны, регионализация способна создать условия для реализации интеграционной модели развития отечественного страхового рынка, отвечающей интересам его участников - страхователей и страховщиков. Это потребует от государства проведения целенаправленной политики в сфере страхования, основное содержание которой видится следующим.

Прежде всего, в основе функционирования российского рынка страхования должен лежать принцип суверенитета потребителя страховых услуг. Для того чтобы потребитель мог выступать суверенным участником страховых отношений, необходимо наличие конкуренции, направленной на развитие, а не на передел рынка. Отсюда вытекают следующие принципы государственной политики в страховой сфере:

  • пересмотр сложившихся представлений о концентрации капитала как «стимуле» развития рынка и создание условий для деятельности множества поставщиков страховых услуг. Например, в США насчитывается около 4500 страховщиков, большая часть которых является малыми (по североамериканским меркам, разумеется), и действуют они на местных рынках в пределах одного штата или даже города;
  • создание условий для становления относительно самодостаточных региональных рынков.

Участие государства является необходимым условием экспансии отечественного страхового бизнеса за пределы России. Его вкладом в обеспечение региональной, а в перспективе и глобальной конкурентоспособности российских страховщиков и перестраховщиков может стать разработка и внедрение системы государственных гарантий для российского страхового бизнеса, для чего возможно использовать создаваемый Банк развития.

В этой связи возникает задача по определению критериев отбора претендентов на получение государственных гарантий. Необходимо, чтобы их получали действительно профессиональные страховщики, ориентированные на развитие собственной деятельности, а не компании, владельцы которых стремятся привлечь госгарантии для повышения капитализации своих активов и последующей их перепродажи.

Страховой рынок России способен не только сохранить свою целостность и перейти на качественно новый уровень, что станет одним из важных факторов прогрессивных изменении во всей российской экономике, но и превратиться в ключевой центр страхования (перестрахования).

Газета "Промышленные ведомости", 2007.- октябрь.- № 10 (126).- С.7.