Сергей РЫБАКОВ,
директор по управлению рисками и перестрахованию страхового брокера «РИФАМС»,
кандидат экономических наук
Вхождение экономики нашей страны в систему мирохозяйственных связей означает, что перспективы отечественного страхования связаны с условиями мирового страхового рынка, который охвачен процессами глобализации. Поскольку движущей силой глобализации страховой сферы выступают транснациональное страховые компании, то требуется определить направленность их интересов применительно к российскому рынку.
На сегодняшний день крупнейшие международные страховщики и перестраховщики для удержания капитала вынуждены обеспечивать показатели доходности, близкие к тем, которые приносят операции на международных финансовых рынках с преобладанием спекулятивной составляющей. Поэтому они тяготеют к обслуживанию наиболее обеспеченных потребителей. На российском страховом рынке этот сегмент в силу особенностей социально-экономической ситуации крайне мал.
В 2003 г, по данным проф. К. Е. Турбиной, основная доля совокупной страховой премии приходилась на взносы страхователей - юридических лиц. Такое соотношение остается устойчивым на протяжении последних лет. Согласно опубликованному в январе 2007 г. отчету международного рейтингового агентства Фитч «Российский сектор страхования: тенденция к концентрации», наиболее существенные поступления приносят страхование имущества, ответственности и коллективное страхование от несчастных случаев крупных индустриальных предприятий и финансовых институтов.
Причина слабости спроса со стороны частного потребителя - в крайне неравномерном распределении экономических ресурсов: 15% населения России аккумулирует около 85% всех сбережений, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты. Разрыв между доходами, получаемыми 10 процентами самых богатых и 10 процентами самых бедных членов общества, по официальным данным, является 15 -кратным. Наблюдаемый в последние годы рост доходов населения в значительной мере связан с ростом благосостояния наиболее обеспеченных лиц, чьи доходы в 2000-2006 гг. росли в 7 -10 раз быстрее, чем у остальных граждан.
Что касается среднего класса, который, как считается, должен формировать основной спрос на страховые услуги, то его доля, как показало последнее исследование Института социологии РАН, не превышает 22% взрослого населения городов. Причем в среднем классе, к которому в России относят семьи со среднемесячным доходом около 10,5 тыс. руб. на человека, только 25% домашних хозяйств обладают «традиционными атрибутами» среднего класса: собственными квартирой, машиной и дачей.
Представляется, что существующая неравномерность распределения экономических благ сохранится и, вероятнее всего, увеличится в силу следующих причин:
Отечественным страховщикам, практически полностью лишенным возможности предоставлять страховую защиту субъектам глобальной экономика, достанутся предприятия и население, не вошедшие в систему международного разделения труда. Поэтому данный рынок выпадет из сферы интересов международного капитала и как непосредственно вид деятельности, и как потенциальный инвестиционный объект.
Предполагаемое распределение потребителей междумировым и российским страховыми рынками несет в себе большой риск. Российским страховщикам достанутся хозяйствующие субъекты, испытывающие хронический дисбаланс между объемом свободных денежных ресурсов и наиболее приоритетными направлениями их использования, а также граждане с доходами, позволяющими удовлетворять только наиболее приоритетные потребности. Очевидно, что страховщики, обладающие страховым портфелем подобного качества, столкнутся с невозможностью организовать надежную перестраховочную защиту своего бизнеса, что приведет весь отечественный рынок страховых услуг к ситуации потенциального банкротства. Последствием станет дальнейшая деградация качества страховых услуг. Для потребителей, на обслуживании которых сконцентрируется иностранный страховой капитал, снижение качества страховой защиты может происходить не напрямую, как в случае с российскими клиентами российских страховых компаний, а завуалировано.
Одной из таких проблем может стать дальнейшее распространение практики переноса большей части сервисных функций в развивающиеся страны - так называемый «аутсорсинг». Учитывая достаточно слабые позиции нашего государства в конкурентной борьбе за привлечение капитала среди стран с относительно дешевой рабочей силой, логично предположить, что глобальные страховые холдинги для обслуживания клиентов в России предпочтут задействовать уже имеющиеся у них структуры либо создать новые в регионах с более дешевой рабочей силой. Например, в среднеазиатских республиках бывшего СССР или на Украине.
Фрагментация российского рынка может усилиться в результате вероятной смены тенденций развития мировой экономики. Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что существующие в мирохозяйственной системе внутренние противоречия способны перерасти в кризис уже в среднесрочной перспективе. Как отмечает управляющий директор и старший экономист транснациональной банковской группы «Морган Стэнли» Стивен Роуч, глобализация мировой экономики может смениться регионализацией.
С другой стороны, регионализация способна создать условия для реализации интеграционной модели развития отечественного страхового рынка, отвечающей интересам его участников - страхователей и страховщиков. Это потребует от государства проведения целенаправленной политики в сфере страхования, основное содержание которой видится следующим.
Прежде всего, в основе функционирования российского рынка страхования должен лежать принцип суверенитета потребителя страховых услуг. Для того чтобы потребитель мог выступать суверенным участником страховых отношений, необходимо наличие конкуренции, направленной на развитие, а не на передел рынка. Отсюда вытекают следующие принципы государственной политики в страховой сфере:
Участие государства является необходимым условием экспансии отечественного страхового бизнеса за пределы России. Его вкладом в обеспечение региональной, а в перспективе и глобальной конкурентоспособности российских страховщиков и перестраховщиков может стать разработка и внедрение системы государственных гарантий для российского страхового бизнеса, для чего возможно использовать создаваемый Банк развития.
В этой связи возникает задача по определению критериев отбора претендентов на получение государственных гарантий. Необходимо, чтобы их получали действительно профессиональные страховщики, ориентированные на развитие собственной деятельности, а не компании, владельцы которых стремятся привлечь госгарантии для повышения капитализации своих активов и последующей их перепродажи.
Страховой рынок России способен не только сохранить свою целостность и перейти на качественно новый уровень, что станет одним из важных факторов прогрессивных изменении во всей российской экономике, но и превратиться в ключевой центр страхования (перестрахования).
Газета "Промышленные ведомости", 2007.- октябрь.- № 10 (126).- С.7.