А.Ю.Лайков, кандидат экономических наук
Современныйроссийский рынок перестрахования обладает двумя системными свойствами, определяющими его сегодняшнюю специфику:
- нестабильностью развития при недостаточной развитости
- весомой «схемной» составляющей, питающей коррупцию.
Эти свойства совершенно справедливо рассматриваются и профессиональной частью страхового сообщества, и представителями государственной власти как существенные недостатки, с которыми необходимо бороться.
Однако вопросы преодоления этих недостатков, как правило, рассматриваются недостаточно глубоко. Борьба с ними либо подменяется борьбой с их следствиями (например, с ухудшением общественного «имиджа» перестрахования, с ростом аквизиционных расходов и др.), либо сводится к попыткам решить проблемы, главным образом, методами регулирования ( как это видно из проекта «Стратегии развития страхования на 2008 - 2012 гг.»). Борьба со следствиями тех или иных проблем без понимания их сути - занятие «увлекательное», «долгосрочное», а главное - бесполезное. Для преодоления системных недостатков отечественного перестрахования необходимо стремление и умение решать её проблемы по существу.
Недостаточная устойчивость и «схемность» российского перестраховочного рынка обусловлены не его недостаточной капитализацией, несформированностью обычаев делового оборота, неразвитостью механизмов правового регулирования перестраховочной деятельности и тому подобными второстепенными вещами. Ведь капитализация определяется инвестиционной привлекательностью бизнеса, которая, в свою очередь, напрямую зависит от стратегической устойчивости и долгосрочных перспектив поступательного развития перестраховочных операций. Развитие обычаев делового оборота и совершенствование правового регулирования могут быть эффективными только тогда, когда в их основу положено адекватное понимание состояния и перспектив развития конкретного сегмента рыночных отношений. Недостатки российского перестрахования обусловлены, прежде всего и главным образом, недостаточной развитостью и неустойчивостью развития реального прямого страхования в нашей стране.
Подлинная картина состояния дел в отечественном страховании вуалируется тем, что в последние годы наблюдался определённый рост количественных показателей российского страхового рынка. За 2004-2006 гг. общий сбор страховых премий увеличился на 32,5%, в том числе в 2006 г. - на 23,2% (по расчётам на основе данных Росстата - на 20,6%). Однако в существенной степени динамика рынка была обусловлена скачкообразным ростом операций по нерисковому обязательному медицинскому страхованию (на 115% в течение 2004-2006гг.), значительным ростом страховых сумм в сфере имущественного страхования юридических лиц, особенно в кэптивном сегменте (в течение 2003-2005 гг. средняя страховая сумма по договору добровольного страхования выросла в 3 раза), заметным увеличением в 2006 г. числа страхователей ОСАГО среди юридических лиц вследствие появления финансирования у ранее не страховавшихся бюджетных предприятий и организаций регионального и муниципального уровня, беспрецедентным ростом импорта легковых автомобилей в 2006 г. (в 1,6 раза в стоимостном выражении) и, соответственно, - ростом автокредитования и связанного с ним вменённого страхования.
В свою очередь, рост бюджетного финансирования расходов на обязательные виды страхования и рост расходов отдельных категорий потребителей на добровольное страхование был обусловлен, главным образом, благоприятной конъюнктурой сырьевого экспорта и особенно изменениями в политике распределения поступающих от него доходов.
Это стало особенно заметно в 2006 г., когда, по сравнению с предыдущим периодом, на 35% (с 20 до 27 дол. США за баррель) была повышена цена отсечения доходов от нефтяного экспорта и на внутренний рынок был «вброшен» дополнительный объём нефтедолларов. Изменения в распределительных отношениях на макроуровне привели к росту бюджетных доходов и платёжеспособности ограниченной группы потребителей, повлиявших, в свою очередь, на динамику показателей страхового рынка.
На основе анализа качественных характеристик динамики страховых операций можно констатировать, что она не была в заметной степени обусловлена внутриотраслевыми факторами развития реального страхования и расширения его воспроизводственной базы. Это подтверждается и продолжающимся снижением доли страховых взносов в ВВП: в 2004 г. она составляла 2,81% (без учёта нерисковых операций по ОМС - 2,23%), в 2005 г. - 2,27% (1,62%), в 2006 г. - 2,25% (1,50%). Страхование в стране развивается пока инерционным путём, пассивно следуя за колебаниями макроэкономической конъюнктуры.
В целом, спонтанный рост страховых сумм на объектах СМР и в индустриальном секторе экономики, вменённое страхование, непосредственно зависящее от состояния потенциально кризисного рынка потребительского кредитования, и бюджетное финансирование расходов на обязательное страхование, которое критически зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, не могут расцениваться как факторы устойчивого роста отечественного страхового рынка. Такое качество роста, к сожалению, не может гарантировать участникам рынка и потенциальным инвесторам стратегически значимой положительной динамики.
Сложность ситуации на отечественном страховом рынке обусловили проблемы развития отечественного перестрахования. При ограниченности и невысоком качестве клиентской базы отечественных страховщиков рост капитализации отечественных поставщиков перестраховочных услуг и увеличение ёмкости размещаемых за рубежом перестраховочных программ защиты их портфелей приводят не столько к повышению качества предоставляемой клиентам перестраховочной защиты, сколько к обострению конкурентной борьбы за передел узкого рынка. Это ведёт к отдельным проявлениям демпинга, коррупции, к снижению эффективности перестраховочных операций и, в конечном счёте, к подрыву доверия к отечественному перестрахованию в целом, что, в свою очередь, существенно ограничивает возможности импортозамещения в перестраховочной деятельности.
Пока качество роста рынка реального прямого страхования будет оставаться низким, коррупция в страховании/перестраховании, скорее всего, преодолена не будет, так как. главным содержанием рыночных отношений в условиях стагнации клиентской базы является передел рынка, а главным орудием такого передела (помимо демпинга и захвата источников воспроизводства с использованием административного ресурса) является коррупция.
Поэтому ключевой вопрос сегодня - это качество роста операций по реальному перестрахованию, поскольку главные проблемы отечественного перестрахования связаны с недостаточной развитостью его экономических основ и, прежде всего, реального прямого страхования.
Однако даже в краткосрочной перспективе узость рынка прямого страхования непременно негативно отразится на перестраховочных операциях и на тех, кто их осуществляет. Те отдельные поставщики, которые испытывают сегодня удовлетворение от роста объёмов входящего перестрахования, должны более внимательно анализировать его источники. Во-первых, это скачкообразный рост страховых сумм, во-вторых, - "трофейное" освоение клиентской базы тех экс-поставщиков, которые уходят с рынка за последнее время. Действие этих факторов краткосрочное, а в части роста страховых сумм фиктивное. Основой для привлечения серьёзных инвесторов такое качество роста перестраховочных операций стать не может: узкий, стагнирующий рынок неустойчив, подвержен постоянному переделу и поэтому непривлекателен для долгосрочных инвестиций.
Очевидно, что отечественный страховой и, соответственно, перестраховочный рынок нуждаются в расширении своей воспроизводственной базы за счёт вовлечения в сферу своего обслуживания новых групп потребителей.
При этом следует учитывать, что макроэкономическая конъюнктура, за которой следует отечественный страховой и перестраховочный рынок, не всегда будет такой, какой была в 2006 г., когда, по общему признанию, отечественная экономика достигла пика доходов от сырьевого экспорта, ставших, в свою очередь, основой неравномерного роста платёжеспособного спроса на страхование.
Среднесрочный прогноз МЭРТа («Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год»), одобренный правительством РФ 22 марта 2007 г. проект бюджета РФ на 2008 г. и на период до 2010 г., среднесрочный прогноз ЦСР (Центр стратегических разработок) при правительстве РФ (доклад «Анализ последствий возможного снижения мировых цен на нефть для российской экономики», подготовленный в рамках проекта «Стратегический аудит Российской Федерации»), говорят о том, что в среднесрочной перспективе отечественной экономике и, соответственно, отечественным потребителям страховых услуг придётся столкнуться с серьёзными ограничениями, которые станут следствием реализации тенденций, сформировавшихся в неравномерно развитой сырьевой экономике, в которую превратился хозяйственный комплекс РФ.
При сохранении основ социально-экономической политики остановка роста мировых цен на нефть может привести в 2009 г. к обнулению торгового и платежного балансов России. Это, в свою очередь, вызовет ослабление рубля, которое приведёт к бегству капиталов и остановке роста ВВП. Такое развитие событий может стать причиной резкой девальвации рубля и системного кризиса экономики, который может охватить предпринимательский сектор, банковскую систему, негативно отразиться на состоянии внутреннего спроса.
В последнее время и из уст официальных лиц зазвучало слово «девальвация». Хотя в прогнозы её пока не закладывают, становится понятным, что при сохранении основ современной структурной политики вполне вероятно резкое ограничение возможностей манёвра для обеспечения диверсификации экономики, её избавления от сырьевой зависимости. Может затормозиться и реализация социальных программ. От этого пострадают и бизнес, и домашние хозяйства - все, кто формирует платежеспособный спрос на страхование.
Особую тревогу в этих условиях вызывают перспективы платежеспособности предпринимательских структур, составляющих основу воспроизводственной базы российского страхового рынка: ослабление рубля за счет «пересыхания» потока нефтедолларов неизбежно развернет направление иностранных инвестиций в сторону от российской экономики. При этом и современное качество инвестиционного процесса остаётся большой проблемой: при нынешних темпах чистого притока капиталов - 41 млрд долларов прошлом году и 12 млрд долларов за первые три месяца 2007 г. лишь 2,3% капиталовложений идет в машиностроение (год назад было 2,1%). Таким образом, современный "рост инвестиций" пока в очень малой степени связан с диверсификацией экономики и потребностями её перехода от сырьевой к инновационной модели роста.
Значительный рост расходов, которые предстоит нести потенциальным потребителям страховых/перестраховочных услуг на продукцию и услуги естественных монополий в течение 2007-2010 гг., возможность возникновения в среднесрочной перспективе дефицита платёжного баланса РФ вследствие падения экспортных поступлений и роста и без того критической зависимости от импорта позволяют сделать вывод о том, что при сохранении основ социально-экономической политики выйти на новое качество роста рынка реального страхования внутри страны не удастся. .
Для того чтобы избежать негативных последствий пассивного следования страхового и перестраховочного рынка за ухудшающейся макроэкономической конъюнктурой, примитивной зависимости от цен на энергоносители и сырьё должна быть противопоставлена научно обоснованная политика по реализации конкурентных преимуществ российской экономики. Соответствующие разработки имеются и в научном сообществе и на правительственном уровне.
Пока же поворот к новому качеству роста российской экономики не осуществлён, трудно надеяться на мобилизацию внутренних источников развития отечественного перестрахования. Поэтому в среднесрочном плане расширение клиентской базы отечественных поставщиков перестраховочных услуг возможно, главным образом, за счёт экспансии на внешние рынки. Рынок реального перестрахования сможет развиваться за счет возможного превращения российского перестраховочного рынка из местного (локального) в региональный. Осуществление этой идеологии развития возможно на основе государственно-частного партнёрства в сфере реализации экспортного потенциала российского перестрахования.
Основным содержанием этой работы способно стать активное включение отечественных поставщиков перестраховочных услуг в реализацию политики государства по поддержке внешнеэкономической экспансии российского капитала, получившей новый импульс в феврале 2007 г. и направленной на приоритетное развитие внешнеэкономических связей. Глобальные конкурентные преимущества России, накопленный страной с начала нынешнего века значительный экономический потенциал могут и должны быть конвертированы сегодня в политику поддержки внешнеэкономической экспансии отечественных перестраховщиков.
Зарубежные конкуренты российских поставщиков перестраховочных услуг также активно используют в рыночных отношениях свои глобальные конкурентные преимущества, заключающиеся, прежде всего, в лёгком доступе компаний, являющихся основными поставщиками капитала для международных перестраховщиков, к мировому рынку капитала, который в существенной степени поддерживается неограниченным эмиссионным возможностям Федеральной резервной системы США. В этих условиях использование накопленного потенциала российской экономики для поддержки отечественного перестраховочного бизнеса представляется вполне оправданным.
К настоящему моменту российские поставщики перестраховочных услуг достигли профессионального уровня, накопили необходимый опыт и знания, достаточные для решения задач значительного расширения перестраховочных операций и активизации присутствия российского капитала в странах ближнего зарубежья и «третьего мира». Экспорт перестраховочных услуг отечественными компаниями имеет не только значение самостоятельного и перспективного вида бизнеса, но может служить и серьёзной опорой для надёжной защиты российских инвестиционных программ за рубежом, расширения экспорта высокотехнологичных товаров и услуг.
Определёнными препятствиями для реализации предпринимательского потенциала российских экспортёров перестраховочных услуг является их небольшая, по мировым меркам, капитализация и отсутствие достаточно высоких международных рейтингов финансовой устойчивости. В существовании этих проблем нет вины отечественных поставщиков перестраховочных услуг. Проблемы, прежде всего, являются следствием неблагоприятных макроэкономических условий функционирования страхового рынка, сложившихся в конце прошлого века. В настоящее время, после достижения в стране макроэкономической стабилизации, сформировались предпосылки для качественного сдвига в развитии отечественного перестрахования и, в частности, для реализации его экспортного потенциала.
Для этого представляется целесообразным активно использовать возможности создаваемой в настоящее время российской государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». На такую возможность обращалось внимание профессиональными участниками перестраховочного рынка ещё в ходе XIВсероссийской конференции по перестрахованию «Перестрахование - взгляд в будущее», проходившей в Москве 29-30 марта 2007 г., что нашло отражение и в итоговой резолюции конференции. О необходимости углублённой проработки вопроса об участии Банка развития в перестраховочных операциях говорилось также на заседании правительства РФ 17 мая 2007 г. Таким образом, и представители бизнеса, и представители государственной власти считают целесообразной разработку и реализацию новой государственной политики в сфере перестрахования.
Эта политика может осуществляться по нескольким направлениям. Как видно из хода обсуждения, на заседании правительства 17 мая определённую поддержку получила идея непосредственного использования этого государственного Банка для импортозамещения перестраховочных услуг. Представляется, что эта идея может быть дополнена предложениями по использованию потенциала Банка развития для поддержки экспорта перестраховочных услуг отечественными поставщиками на основе механизма государственно-частного партнёрства, реализуемого через механизм предоставления гарантий Банка отечественным перестраховщикам. На основе системы гарантий, предоставляемых Банком развития, может быть обеспечена эффективная активизация деятельности российских экспортёров перестраховочных услуг и защита от рисков среднесрочных и долгосрочных инвестиционных проектов российского бизнеса, реализуемых в рамках новой внешнеэкономической стратегии РФ.
Суть гарантий такого рода структур - в государственной поддержке отечественных экспортёров (в нашем случае экспортёров перестраховочных услуг). Таким образом, речь не идет о прямом участии этой структуры в перестраховочных операциях по типу Госинкора и т.п. Правильнее искать аналогию в существующей практике предоставления государственных гарантий поставщику страховых услуг при страховании авиаперевозок от военных рисков, рисков угона и других рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами. Правила предоставления государственной гарантии РФ по соответствующим обязательствам утверждаются постановлением Правительства РФ.В Федеральном бюджете РФ на 2007 г. на эти нужды предусмотрено 25,5 млрд. руб. Представляется целесообразным поддержать это перспективное направление развития отечественного перестрахования, подготовить необходимые предложения для органов государственной власти и обеспечить их реализацию.
Предложение по государственным гарантиям экспорта перестраховочных услуг есть очередная попытка направить мысли и усилия участников рынка в русло позитивного развития, которое только и способно вывести их из заколдованного круга передела. Отношение участников рынка к этому предложению - реальный тест состояния и перспектив российского страхового рынка и экономики в целом. Кроме того, долг профессионалов - пытаться создать условия для того, чтобы организм отечественного перестраховочного рынка пошёл на поправку.
Журнал "Финансы" № 7 2007 г.