"Жизнь нам дана только для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали вечного царства указанным в Евангелии тесным путем"
(св. Преподобный Амвросий Оптинский)

Жизнь по логике «на квартал вперед»

Безопасность ТЭК невозможна без солидных инвестиций в крупные энергопроекты

Алексей ЛАЙКОВ, генеральный директор страхового брокера «РИФАМС», к.э.н.

Журнал "Мировая энергетика", №3, 2006 г.

Вопрос ребром

Состояние ТЭК формирует основы инвестиционного климата в России в целом. Без инвестиций в ТЭК не будет вообще никаких, в том числе иностранных, вливаний ни в электроэнергетику (без которой Россия в ее климатических условиях не сможет существовать ни в каком виде), ни в какие-либо другие отрасли, поскольку всех потенциальных инвесторов прежде всего интересуют гарантии стабильных и долгосрочных поставок топлива.

В целом, однако, ТЭК работает сегодня на износ, фактически попросту проедая инвестиционный задел, созданный предыдущими поколениями. В этих условиях предприятиям всех отраслей, всем потенциальным инвесторам приходится думать не о вложениях, а о том, как они будут хеджировать риски топливного и газового рынка.

Таким образом, преодоление нарастающей неопределенности в экономике за счет наращивания инвестиций в ТЭК — ключевой вопрос выживания страны, ее экономики и населения.

«Сиделка» в топливно- энергетическом «хосписе»

Развитию инвестиционного процесса на предприятиях ТЭК препятствует ряд обстоятельств. Некоторые причины вытекают из основ проводимой сегодня в стране социально-экономической политики — они, как правило, лежат вне пределов влияния и контроля руководителей предприятий и их риск-менеджеров. Но есть причины, являющиеся следствием политики самих компаний ТЭК. Именно они имеют непосредственное отношение к практике управления рисками на предприятиях, входящих в их структуру.

У собственников зачастую отсутствует стратегическое видение перспектив и стремление к долгосрочному планированию деятельности. Согласно оценкам квалифицированных независимых экспертов по всем видам первичных энергоресурсов экономика страны живет по логике «на квартал вперед».

В ТЭК сегодня весьма распространена практика сознательного использования инвестиционных ресурсов, сформированных за счет средств потребителей на цели, весьма далекие от инвестирования. Современное состояние основного капитала в ТЭК доказывает, что здесь преобладают собственники, ориентированные на краткосрочные цели, на спекулятивный результат. Такой «капиталист» в страховой и перестраховочной деятельности видит прежде всего механизмы достижения этого результата. Отсюда всякого рода «экзотика» в виде квазистраховых налогосберегающих схем и т.п.

Очевидно, что, если собственник игнорирует стратегию развития и инвестиций, то и практика корпоративного риск-менеджмента формируется соответствующая. В ТЭК нередко встречается и даже преобладает практика страхования производственного имущества с использованием очень высоких франшиз. При этом наблюдается весьма вялый интерес к страхованию строительных и монтажных рисков, страхованию от поломок оборудования, от убытков, связанных с перерывами в деятельности. Это недвусмысленно свидетельствует о том, что зачастую система страхового риск-менеджмента фактически лишь служит «сиделкой» в отечественном топливно-энергетическом «хосписе». В рамках этой доминирующей ныне бизнес-модели сколько-нибудь серьезные перспективы у страхового риск-менеджмента отсутствуют.

Однако необходимо понимать, что вопрос привлечения инвестиций властно требует своего решения вне зависимости от субъективных качеств, взглядов и состава собственников. Он либо будет решен, либо объект собственности просто выпадет из системы рыночных отношений. Поэтому перед нынешними или потенциальными владельцами предприятий ТЭК неизбежно возникнет альтернатива: либо они обеспечивают условия для инвестиционной привлекательности своей компании, либо становятся обладателями неликвидного имущества.

В здоровой, развивающейся системе корпоративного управления страховой риск-менеджмент является одним из главных средств обеспечения инвестиционной привлекательности. Это средство выступает не просто как одно из звеньев механизма ведения текущей деятельности предпринимательской структуры, а как важная составная часть системы привлечения средств и управления ими.

На этой основе, во-первых, формируется понимание необходимости подобной деятельности, во-вторых, оттачиваются способы превращения управления рисками и страхования в эффективный инструмент обновления и умножения собственности. Ясно, что такой подход требует серьезных концептуальных изменений в вопросах организации страховой защиты и управления рисками. Кроме того, он также предъявляет определенные требования к квалификации руководителей, риск-менеджеров и страховщиков.

Прежде думай о партнере, а потом о себе

Какие пути оптимизации страховой защиты инвестиций можно предложить?

Страховой риск-менеджмент, как часть механизма управления инвестициями, становится стратегически важным звеном. Инвестиционный проект обладает объективными свойствами, закономерно задающими определенные требования к формированию в компании организационных основ современного корпоративного риск-менеджмента, составу и условиям реализации страховой защиты.

Из основ экономической теории очень давно известно, что такое реальные инвестиции, что такое инвестиционный процесс и соответственно становится понятным, что такое инвестиционные риски. Они связаны главным образом с реализацией долговременных стратегических интересов участников уникальных инвестиционных проектов. Соответственно рисковые условия здесь качественно более сложные и жесткие, чем в краткосрочных проектах и текущих программах страхования. Вот почему вопросы управления рисками в рамках инвестиционных проектов стоят более выпукло, остро и актуально.

Анализ современной практики показывает, что магистральный путь оптимизации процессов управления рисками, особенно в процессе осуществления инвестиций, связан с совершенствованием отношений между основными участниками разработки и реализации программ страхового риск-менеджмента.

Весьма важно понимать, что страховой риск-менеджмент может дать результат только в процессе эффективно организованного взаимодействия предпринимательской структуры со страховыми и перестраховочными организациями. При этом, разумеется, необходимо достичь оптимального сочетания интересов всех сторон. Таким образом, задача совершенствования страхового риск-менеджмента воплощается в задачу совершенствования системы отношений между поставщиками и потребителями соответствующих услуг.

Что мы увидим, прибегнув к анализу современного состояния управления рисками и страхования в корпоративном секторе российской экономики? Что в нем доминирует модель отношений, при которой страховые организации предлагают программы, удобные и выгодные в первую очередь им самим, а не потребителям. Следовательно, если мы желаем оптимизировать управление рисками, в первую очередь должны преодолеть ущербность существующих моделей корпоративного риск-менеджмента. Какие это изъяны?

Во-первых, недостаточные профессионализм и самостоятельность современных штатных риск-менеджеров. У таких профессионально слабых управленцев неизбежно формируется менталитет «чего изволите?», они ничего не могут самостоятельно предложить своему руководству, потому что иной раз незнакомы с основами современного страхования и перестрахования, не знают подлинных возможностей современного страхового рынка.

Во-вторых, ущербна позиция, которую занимают страховые и перестраховочные брокеры в отношениях между потребителями и поставщиками страховых услуг. На словах брокеры — за потребителя, на деле — чаще всего за себя. Традиционно брокеры предлагают продукты от страховщиков (т.е. то, что отвечает интересам главным образом страховщиков) вместо того, чтобы реализовывать интересы страхователей.

Чтобы повысить эффективность современного корпоративного страхового риск-менеджмента, нужны новая идеология и новые кадры, которые воспитываются в процессе совершенствования бизнес-процессов в предпринимательских структурах.

Суть актуальной идеологии страхового риск-менеджмента заключается в профессионализации управления рисками как подсистемы управления предпринимательской структурой. Это в конечном счете делает более профессиональным потребление страховых услуг, а значит, формирует приоритет интересов потребителя в отношениях страхового риск-менеджмента.

Практика показывает, что поставщики далеко не всегда заинтересованы в том, чтобы страховые и перестраховочные схемы были прозрачны. Они не слишком стремятся к изменению стандартных процедур обслуживания потребителей — для этого должны быть созданы соответствующие стимулы. А стимулы могут возникнуть только по инициативе и при активном участии подлинно заинтересованной стороны — потребителя. Для этого риск-менеджер потребителя должен обладать необходимой квалификацией, знаниями и опытом.

Рейтинг не догма

Другой важный момент — необходимость самостоятельной квалифицированной оценки со стороны потребителя готовности своевременно платить возмещение у своих контрагентов на страховом и перестраховочном рынке. Готовность платить — более практически значимое понятие, чем часто используемые понятия надежности и платежеспособности.

Поверхностный подход, как правило, ограничивается при этом использованием рекомендаций рейтинговых агентств. Однако полезно иметь в виду, что далеко не всегда следует рассматривать эти рекомендации в качестве основного инструмента для оценки надежности контрагента.

Рейтинговая система по определению существует главным образом для неквалифицированных потребителей. Страховые же профессионалы нигде рабски за рейтингами не следуют, для них рейтинги имеют справочно-вспомогательное значение, чему есть объяснение — ретроспективный характер такой «рейтинговой» деятельности.

Особенно разумно учитывать это при страховании инвестиций. Здесь важна не только текущая оценка состояния потенциальных поставщиков страховых/перестраховочных услуг, но главным образом обоснованный прогноз надежности на длительный срок. При инвестиционных проектах следует прогнозировать надежность поставщиков страховых услуг на несколько лет вперед и вести соответствующий мониторинг состояния своих контрагентов.

Глаза в глаза

Страхование и перестрахование — бизнес, построенный на персональном контакте, на доверии. Значение доверия здесь особенно велико, оно должно рассматриваться как объективная категория, в которой отражается столкновение интересов потребителя и поставщика. Поэтому одна из задач профессионального риск-менеджера — оценить степень доверия, а также обеспечить его высокий уровень через подбор контрагентов-поставщиков, мониторинг их состояния через непосредственное участие в договорах страхования и перестрахования. Работа эта штучная, но результат себя оправдывает.

При воплощении инвестиционных программ совершенно необходимо страхование строительных и монтажных рисков. При этом целесообразно предусмотреть страхование инвестора от потери прибыли вследствие несвоевременного ввода объекта в результате случайных или непредсказуемых событий. Гарантия завершения строительства также может рассматриваться как необходимый элемент управления рисками в условиях длительных сроков реализации проектов. При этом страхование от срывов и задержек, связанных с болезнью или смертью так называемых ключевых фигур, является одним из эффективных способов защиты интересов инвестора.

При инвестировании за рубежом необходимо задействовать такие инструменты, как страхование от политических рисков, а в некоторых случаях — страхование невыполнения договорных обязательств разными участниками проекта.

Неотъемлемой частью программы защиты вложенных средств должно стать страхование от поломок оборудования и убытков от перерывов в деятельности. Страхование ответственности директоров, гражданской ответственности и страхование персонала, занятого на объектах инвестиций, от несчастного случая также следует рассматривать как необходимые условия эффективной реализации инвестиционных проектов.

Приоритетность интересов поставщиков над интересами потребителей находит сегодня свое выражение и в традиционно незначительном удельном весе вопросов управления убытками.

Управление убытками — неотъемлемая функция профессионального страхового риск-менеджера. Основы эффективного управления будущими убытками закладываются уже при подготовке системы договоров страхования. Ясность и взаимопонимание, достигнутые между риск-менеджером и поставщиком на этом этапе, играют одну из главных ролей при урегулировании возможных проблем. При этом риск-менеджер должен понимать и учитывать интересы поставщика, иметь ясное представление о том, какой «урожай» получает поставщик при длительном участии в этом виде бизнеса.

Очевидно, что чем более системно будет построено управление рисками, тем более надежной окажется вся схема инвестиций в крупные энергетические объекты.